Советы специалистов

Принятие ребенка в семью. Первая встреча. Как себя вести.

Советует заведующий Э.А. Демидова

15.03.2023

 

Эмансипация несовершеннолетних

Специалист  И.Л. Синицына

03.11.2022

Принятие ребенка в семью: ожидание и реальность

Советует заведующий Э.А. Демидова

29.08.2022

В чем нуждается приёмный ребенок

Советует заведующий Э.А. Демидова

30.05.2022

Влияние чтения на формирование личности ребенка   

Советует педагог-психолог Е.В. Кутепова

16.05.2022

Волшебное слово Валентины Осеевой – как воспитать у детей вежливость

Советует воспитатель А. Абакумова

06.05.2022

Льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения

Советует специалист И.Л.Синицына

05.04.2022

Кто такой «Успешный родитель»?

Советует специалист И.Л.Синицына 

18.10.2021

Пора в школу

Советует Е.И. Шабанова

18.08.2021

«Как не допустить ошибки при принятии ребенка в семью»

Советует заведующий Э.А. Демидова 

11.08.2021

​Как повысить самооценку ребенка

Советует педагог-психолог Е.В. Кутепова

24.06.2021

Как приучить ребенка читать книги

Советует заведующий Г.И. Кайгородова

14.06.2021

​Как усыновить ребенка

Советует И.Л. Синицына

31.05.2021

«Как воспитать успешного человека»

Советует заведующий Э.А. Демидова

21.05.2021

«Причины и профилактика самовольных уходов детей из замещающих семей»

Советует заведующий Э.А. Демидова

19.05.2021

Психологические особенности процесса чтения у детей

Советует педагог-психолог Е.В. Кутепова

26.03.2021

Разрешение и профилактика конфликтных ситуаций при воспитании подростков

Советует педагог-психолог О.И.Москвина

26.02.2021

«Как понять смогу ли я принять в семью ребенка»

Советует заведующий Э.А. Демидова

29.01.2021

Как преодолеть школьную тревожность?

Советует педагог-психолог Е.В. Кутепова

10.12.2020

«Похвала за взросление. Способы повысить самооценку подростка»

Советует заведующий: Э.А. Демидова

23.11.2020

Как подготовить ребенка к школе: 7 ТОП советов

Советует заведующий Г.И. Кайгородова

04.09.2020

 

Риски и ресурсы замещающей семьи

Советует заведующий Э.А.Демидова 

29.07.2020

«Почему ребенок рассеянный»

Советует педагог-психолог А.А.Александрова 

06.03.2020

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир?

Советует педагог-психолог О.И.Москвина 

14.02.2020

Как справиться с детской истерикой?

Советует педагог-психолог Е.В.Кутепова 

28.11.2019

Какие сказки нужны моему ребёнку?

Советует педагог-психолог Е.В.Кутепова 

27.11.2019

 

6 родительских привычек, которые помогут воспитать счастливого ребенка

Советует воспитатель Е.Ю.Сидоренко

07.11.2019

Как же приучить ребенка есть рыбу?

Советует воспитатель

отделения социальной реабилитации (временный приют)

25.10.2019

Как приучить ребенка кушать?

Советует специлист по социальной работе

20.06.2019 

Как сделать соленое тесто для лепки разных цветов?

Советует инструктор по труду В.Н. Кохан

22.05.2019

Весёлая математика для дошколят

Советует социальный педагог  Е.И. Шабанова 

21.05.2019

Как разговаривать с детьми об алкоголе?

Советует

специалист по социальной работе Т.В. Панкратьева 

13.05.2019

Как развивать самостоятельность у ребенка

Советует

педагог-психолог отделения смоциальной реабилитации (временный приют)

25.04.2019

«Вязание крючком – брелок «Сердечко»

Советует 

инструктор по труду отделения социальной реабилитации (временный приют) В.Н. Кохан 

19.03.2019

Как помочь подростку?

Советует

заведующий отделением психолого-педагогической помощи Т.С. Непша 

13.03.2019

Как научить детей сотрудничать?

Советует

заведующий отделением психолого-педагогической помощи Т.С. Непша 

25.02.2019

«Принятие в семью нескольких детей»

Советует

заведующий отделением сопровождения замещающих семей Э.А. Демидова

06.12.2018

Пазлы для развития детей

Советует

 методист Е.В. Лебедева

30.11.2018

Значение движения в развитии ребенка

Советует

социальный педагог Е.И. Шабанова 

17.11.2018

Выбираем раскраску

Советует

 методист Е.В. Лебедева

16.11.2018 

Приёмная семья для подростка.

Советует

заведующий отделением сопровождения замещающих семей Э.А. Демидова

20.09.2018

Подростковый возраст. Как вести себя родителям?

Советует

заведующий отделением психолого-педагогической помощи Т.С. Непша

17.09.2018

Какой должна быть развивающая игрушка?

Советует

 методист Е.В. Лебедева

06.09.2018

Почему мой ребенок злой?

Советует социальный педагог  Л.К. Волкова 

29.08.2018

«Измени одну жизнь!»

Советует

заведующий отделением сопровождения замещающих семей Э.А. Демидова

20.08.2018

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Советует

 методист Е.В. Лебедева

17.07.2018

Ценность семейных традиций

Советует социальный педагог Е.И. Шабанова 

09.07.2018

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

Советует методист Е.В. Лебедева

06.07.2018

Значение движения в развитии ребенка.

Советует

социальный педагог Е.И. Шабанова

26.06.2018

Каким должен быть приемный родитель

Советует

заведующий отделением сопровождения замещающих семей Э.А. Демидова

08.06.2018

Что нельзя говорить ребенку. Опасные родительские предписания

Советует методист Е.В. Лебедева

20.05.2018

Семейное неблагополучие и его влияние на будущее ребенка

29.04.2018

Чему необходимо научить ребёнка?

18.04.2018

30.03.2018

Домашние игры для мелкой моторики «покупаем или делаем сами»?

28.02.2018

28.02.2018

Перевоспитать или смириться: как унять непослушных детей?

21.01.2018

Готовность к школе. Советы детского кинезиолога.

 

1. Мотивационно – личностная зрелость – это сформированность «Внутренней позиции школьника». Ребенок не просто хочет в школу, а в его речи появляются учебные смысловые фразы, например, «в школе нам будут рассказывать много интересного», «там интересные картинки», «в школе я многому научусь» и т.д.  Можно сказать, что ребенку хочется расти, взрослеть, так как у него скоро будет новый социальный статус.

Выделяется шесть типов мотивации к школе:

  • Желание учиться. Начало формирования учебной мотивации. Сама же учебная мотивация  будет формироваться постепенно в учебном процессе. И здесь архиважное условие – ребенку должен нравиться процесс учебы.
  • Мотивация достижения успеха. «Хочу ходить в школу, чтобы получать пятерки».
  • Изменение своего статуса «хочу стать взрослым», «я буду большой» (так как в школу ходят «взрослые»).
  • Игровая мотивация. Это самая распространенная мотивация. «Я хочу в школу, так как там будут новые друзья, и мне с ними на переменках будет интересно играть». Ребенок хочет в школу и это уже хорошо. Игровая мотивация постепенно перерастет в учебную мотивацию, при понимании,  мудрости и терпении взрослых.
  • Ориентировка на будущее. Крайне редкая мотивация. «Я хочу пойти в школу, потому что хочу как папа стать потом программистом». У ребенка есть какое – то желание и школа для него посредник.
  •  Мотивируют ребенка взрослые. Школа по принуждению, потому что надо: ходить в школу, делать уроки. Часто используются различные стимулы «Будешь хорошо учиться куплю…» и т.д.

 Личностная готовность:

  1. Умение принимать критику, признавать ошибки/спокойно реагировать на замечания учителя. 
  2. Умение контролировать «Хочу/ формирование произвольности (например, хочу поиграть, но мне надо делать домашнее задание).  

2.Физиологическая зрелость – это зрелость опорно - двигательного аппарата. «Общая ловкость».

3. Психомоторная зрелость- это совместное развитие всех высших психических функций и связь между: моторикой, вниманием, мышлением, восприятием, памятью и т.д.  

Сформированные межполушарные связи/мозолистое тело. Правое и левое полушария головного мозга всегда работают в содружестве, но каждое из них выполняет определенные функции. Например, образы предметов – правое полушарие, название этих предметов словами - левое полушарие. Межполушарные связи обеспечивают равномерное развитие всех психических функций. Если мозолистое тело к школьному обучению у ребенка развито недостаточно, он будет медленнее соображать, быстрее утомляться, так как на выполнение заданий он будет тратить больше энергии, чем другой ребенок. Также процент ошибок у него будет значительно выше, чем у других детей. Причины – меньшая физическая подвижность. У детей, которые не ползали, ползали «не так», мало ползали  необходимо искусственно развивать межполушарные связи за счет согласованности движений левой и правой половины тела. Этому хорошо способствует гимнастика мозга.

Условия формирования красивого почерка. Это связь крупной и мелкой моторики. Крупная моторика (скоординированные движения всего тела: умение играть с мячом, бегать, прыгать, скакать на одной ноге и т.д.)– фундамент для развития: мелкой моторики (пальчиков).  Ребенок, поступающий в школу, должен уметь выполнять любую серию, уже достаточно сложных движений, например, одной рукой отбивать мяч о пол, а другой хлопать себя по груди. Затем развивается мелкая моторика. В нашем обществе с маленького возраста родители начинают развивать мелкую моторику. Это противоречит детской природе. Поэтому в школе, как только увеличивается нагрузка на нервную систему ребенка, мелкая моторика начинает страдать, так как у нее отсутствует хорошая база. Например, нажим на ручку. Он должен быть не сильным и не слабым. Это аналог игры с мячом – чтобы поймать мяч после удара надо рассчитать силу самого удара, чтобы он попал обратно в руки, а не в потолок и не остался лежать на полу. Регуляция  удара при помощи крупной моторики формирует регуляцию нажима ручки при работе с прописями. Поэтому летом больше играйте со своим ребенком во всевозможные игры с мячами разного размера (бросайте, ловите, чеканьте и т.д.).

Также крупная моторика связана с пространственными представлениями. Ребенок должен уметь держать  строчку при письме, один наклон букв, не «зеркалить» буквы и т.д. На математике нужна ориентировка на листе: право, лево, верх, низ. Например, задание – отступили 3 клеточки слева, 4 сверху и т.д. В школе ребенку нужно ориентироваться в нескольких плоскостях: на столе лежит тетрадь, на подставке стоит учебник, еще есть доска. Для того, чтобы легко и быстро  переносить задание с доски или учебника в тетрадь у ребенка должны быть хорошо сформированы пространственные представления опять же в крупно моторном плане. Любая усталость приведет к снижению этой способности, если она не натренирована через все тело. Зимой пусть ребенок катается на лыжах и коньках. Дома зимой и летом на улице играйте с ребенком, например, в салочки, где нужно от кого–то убежать и надо спланировать маршрут движения, или прячьте что – то за, под и т.д. Игры в «Пираты», где по карте ребенок ориентируется, в  пространстве: пройти 10 шагов налево, 5 направо и т.д., добавьте катание на велосипеде, самокате.

Глазодвигательная координация - управление глазами во время двигательной активности. В школе при письме и чтении ребенку важно не терять строчки. У многих современных детей глазодвигательные мышцы слабые. В крупной моторике они развиваются через игры, где нужно подставить руки, например, старое, доброе «Хали – хало» или отразить удар, например, бадминтон, катание на велосипеде. Не правильно делать упор на мелкую моторику, важно продолжать развивать крупную. Все хорошо в комплексе. С хорошо развитой крупной моторикой палочки и крючочки в прописях ребенку даются в разы легче.

Как формируется осмысленное  чтение / понимание смысла прочитанного. Для этого нужна зрелость:

-абстрактно - логического мышления – процессов обобщения, исключения. Помогут в этом игры: «Четвертый лишний», рассказ по сюжетным картинкам, ответы на вопросы по прочитанной сказке или рассказу – кто, почему так поступил, то есть обсуждение мотивов поведения героев. Развитие мышления в целом дает хороший базис для развития смыслового чтения.  

-внимания. Способность удерживать определенное время какой–либо объект или предмет. Распределение внимания – уметь одновременно слушать и писать. Переключение внимания с одной деятельности на другую, например, послушать учительницу и начать выполнять задание.

Родителям нужно помнить, что произвольное внимание (делать то, что надо, а не то, что хочется) у детей формируется до 9 лет. Сосредоточенно работать 40 минут первоклассник еще не может. В первом классе детям учиться помогает интерес. Когда долго и нудно ребенок «выключается». Игры на развитие внимания: подвижные игры на переключение (например, хлопнуть 3 раза, а подпрыгнуть на один больше); словесные игры на произвольность («да и нет, не говорить, черно – бело не носить» и т.д.); подвижные игры с мячом, бумажные задания (найди различия, графические диктанты и т.д.)

- развитие пространственных представлений;

- глазодвигательная координация,

Пять  роковых ошибок родителей.

Первая ошибка.

К сожалению, многие родители считают, что показателем готовности к школе является умение ребенка читать, писать и считать и начинают упорно этому его обучать. Стремление к обучению именно этим навыкам за счет других приводит лишь к искажению развития ребенка. Например, ребенок «говорит на английском, а общаться не может», владеет счетом до тысячи, а эмоционально сдержаться не может и т.д. Чтение, письмо, счет – этот уровень школьных умений легко «накладывается» на общее развитие ребенка.

Вторая ошибка

«Ребенку бы все играть, а не заниматься». Ведущая, то есть развивающая деятельность ребенка дошкольника, и еще многих первоклашек – ИГРА! Именно в ней развивается произвольность и социальные навыки, которые необходимы школьнику. Уход от игры, как ведущей деятельности  постепенный, хотя сама игра сохраняться должна еще достаточно долго. Учебная деятельность не сформируется, пока не будет до конца освоена игровая. Ребенку гораздо проще учиться в игре. Используйте на 100% эту возможность. Играя, ребенок развивается, прорабатывает свои страхи, учится социальному взаимодействию.

Третья ошибка

«Учись сидеть за столом и не ерзать»! Ребенку физиологически необходимо ДВИГАТЬСЯ. Это способствует созреванию его мозга. Сажая ребенка за стол с раннего детства, родители убивают потенциал его развития. Необходимо делать перерывы на подвижные игры каждые 20 минут.

Четвертая ошибка

«Занимайся побольше, чтобы хорошо учиться в школе». Страх родителя перед школой и как его следствие - запугивание ребенка не способствует положительной мотивации к школе. Если у ребенка не сформируется положительная мотивация, то организм ребенка, его мозг начнут работать в системе выживания, а это значит, что  включатся природные инстинкты - убегай (болезнь, сопротивление «не хочу в школу» и т.д.); нападай (плохое поведение и т.д.); замирание /торможение, если организм ребенка не может выбрать из этих двух. Ребенок будет вынужден ходить в школу, но учиться он будет намного ниже своих природных способностей.

Пятая ошибка - интерес к ребенку начинает ограничиваться школьной тематикой. Это приводит к ощущению ребенка «я не значим», «меня больше не любят» (особенно это опасно, если родился в семье еще ребенок) – снижается самоценность ребенка, осложняются детско – родительские отношения.

Информацию предоставил:                                    Востокова Н.М., педагог-психолог

отделения психолого-педагогической помощи

 

 

Как общаться с детьми? Всегда или хотя бы часто…

Говорите  своему  ребенку:

  • Я  люблю  тебя.
  • Я  люблю  тебя,  даже, когда  ты  злишься  на  меня.
  • Я  люблю  тебя,  даже  когда  я  злюсь  на  тебя.
  • Я  люблю  тебя,  даже  когда  ты  далеко  от  меня.  Моя любовь  всегда  с  тобой.
  • Если  бы  я  могла  выбрать  любого  ребенка  на  Земле,   я  бы  все  равно  выбрала  тебя.
  • Спасибо.
  • Мне  понравилось  сегодня  с  тобой  играть.
  • Мое любимое  воспоминание  за  день,  когда  мы  с  тобой …. (что  вы  делали  вместе).

Рассказывайте:

  • Историю  его  рождения  или  усыновления.
  • О  том, как вы «нежничали»  с  ним, когда  он был  маленьким.
  • Историю  о  том, как вы выбирали  ему  имя.
  • О  себе  в  его  возрасте.
  • О  том,  как  встретились  его  бабушки и  дедушки.
  • Что  иногда  вам  тоже  сложно.
  • Что,  когда  вы  держите  его  за  руку и  сжимаете  ее  три  раза,  это  секретный  код, который  означает  «люблю  тебя».

Слушайте:

  • На  одну  секунду  дольше, чем позволяет  ваше  терпение.
  • Что  ваш  ребенок  рассказывает  про  свои  игрушки, дела,  и  подумайте,  насколько  это  для  него  важно.
  • Чувства, которые  стоят  за  словами  вашего  ребенка.

Спрашивайте:

  • Как  думаешь, что  будет, если …. ?
  • Как  ты  думаешь, почему  это  случилось?
  • О  чем  ты  думаешь?
  • Какое  у  тебя  самое  приятное  воспоминанье  за  день?

Выделите  время:

  • Чтобы  посмотреть  на  птиц.
  • Чтобы  ваш  ребенок  помог  вам  готовить.
  • Ходить  в  какие – то  места  вместе.
  • Чтобы  выполнять  задания  в  темпе  вашего  ребенка.
  • Чтобы  просто  посидеть  с  вашим  ребенком, пока он  играет.

Порадуйте  своего  ребенка:

  • Выложите  еду  или  закуску  в  форме  смайлика.
  • Играйте  с  ним  на полу.
  • Сделайте  сюрприз  и  уберите  в  его  комнате.
  • Положите  шоколад  в  блины.

Отпускайте:

  • Чувства  вины.
  • Ваши  мысли  о  том, как  должно  было  быть.
  • Вашу  потребность  быть  правым.

Отдавайте:

  • Улыбайтесь, когда  ваш  ребенок  заходит  в  комнату.
  • Смотрите  на  вашего  ребенка  добрыми  глазами.
  • Отвечайте  взаимностью, когда ваш  ребенок  вас  касается.
  • Настройте  контакт, прежде чем что – то говорить (исправлять), чтобы  ваш  ребенок  действительно  вас  услышал.
  • Давайте  вашему  ребенку  возможность  справиться  со  своим  недовольством (гневом, злостью), прежде, чем  оказать  ему  помощь.
  • Выберите  сами  ваш  любимый  способ  быть  добрым  к  вашему  ребенку.

 

Информацию предоставил:                                  Волкова Л.К., социальный педагог

отделения реабилитации для детей и подростков

с ограниченными возможностями.

 

 

«Карандаш - массажер» для развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В этой методической разработке Вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша.

Даже самый примитивный массаж «сгибание и разгибание пальцев» вдвое ускоряет процесс овладения речью малышом. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала энтопедагогика. Пример тому потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашку.

Необычные  виды  массажа  рук вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру.

Одним  из  видов  нетрадиционного  массажа  является  массаж  с  помощью  карандашей.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, развивают память.

Детям очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. При массаже используются различны виды карандашей: толстый, тонкий, круглый, короткий, тяжелый, длинный, шестигранный.

Предлагаю комплекс упражнений с карандашами.

Упражнение «Утюжок»

Тонкий карандаш положить на стол. Карандаш я покачу («прогладить» его сначала одной ладонью), Вправо – влево, как хочу (потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях).

Упражнение «Добывание огня»

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьями. Попробуйте это делать с двумя карандашами сразу.

Упражнение «Пианино»

Прижимать к столу толстый круглый карандаш кончиком каждого пальца.

Вариант «Дудочка» - играть на карандаше, как на дудочке, быстро перебирая пальцами, нажимая воображаемые кнопки.

Упражнение «Прятки»

Сжать короткий толстый карандаш

Карандашик я сжимаю в кулачке, (спрятать его).

Я ладошку поменяю.

Упражнение «Волчок»

Вращать тонкий длинный карандаш

По столу круги катаю (указательным и большим пальцем сначала)

Карандаш не выпускаю. (одной руки, а потом другой).

Попробовать выполнить вращение большим и средним пальцами.

Упражнение «Горка»

Положить большой шестигранный карандаш на тыльную сторону кисти.

Наклонить руку вниз. Скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки,как с горки.

Упражнение «Подъемный кран»

Поднимать большой толстый карандаш с поверхности стола, подцепив его снизу (поочередно каждым пальцем).

Упражнение «Вертолет»

Вращать тонкий длинный карандаш

Отправляется в полет (между большим и указательным пальцами)

Необычный вертолет (пусть он вращается по возможности быстро, как вертолет).

Упражнение «Эстафета»

Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его ипередать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другимпальцам, как эстафетную палочку.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упираясьострым концом в стол, перехватывая его пальцами другой руки.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

Упражнение «Догонялочка»

Вращать большой круглый карандаш

Пальчики бегут вперед (вокруг своей оси пальцами обеих рук).

Пусть ни один не отстает (пальчики бегут по карандашу, догоняют друг друга).

Упражнение «Ладошка»

Обрисовывать тупым концом тонкого карандаша ладонь с широко

раздвинутыми пальцами, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Пальчиковая гимнастика (с шестигранным карандашом)

  • Взяли в руки карандаш

Он всегда помощник наш.

  • Потираем о ладонь,

Добываем мы огонь (прокатывание карандаша между ладонями).

  • На рояле поиграй,

Пальчики перебирай (нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев).

  • По столу волчок вращай,

Карандаш не выпускай (вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами).

  • Отправляется в полёт

Наш красавец-самолёт (вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).

  • По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу  (продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами).

  • Нарисуем мы ладошку,

Отдохнём потом немножко (обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на  столе, массируя межпальцевые зоны)

  • По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу (продвижение по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол).

  • Нарисую я ладошку,

         Отдохну потом немножко (обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны)

  • Карандаш я подержу,

В гости к пальчику приду (передача карандаша каждому пальчику поочередно из правой руки в левую (сжать карандаш большим пальцем правой руки и передать большому пальцу левой руки.Затем передать указательному пальцу правой руки, затем указательному пальцу левой руки и т. д.)

  • Карандаш катать я буду,

Может быть огонь добуду (раскатывание карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья в разном темпе. Затем раскатывание 2-х карандашей).

  • Карандаш кручу я ловко,

В школе мне нужна сноровка.

  • «Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».

Желаю успеха в овладении движениями с карандашом!

 

Информацию предоставил:                                              Волкова Л. К., социальный педагог

отделения реабилитации для детей

с ограниченными возможностями

 

Как защитить ребенка от насилия?

Как защитить своего ребёнка от физического и сексуального насилия? 

В первую очередь нужно научить ребёнка самостоятельности.

Чрезмерно опекаемые дети не могут правильно оценить опасную ситуацию и найти выход из неё, из-за отсутствия опыта.

Позаботьтесь о том, чтобы ваши отношения с ребенком были близкими и доверительными.

Такими, в которых ребенка принимают, любят, всегда выслушают, с чем бы он ни пришел. Потому что чаще всего жертвами педофилов становятся эмоционально брошенные дети вечно занятых родителей. Каждый раз, когда вы вечерами смотрите в телефон или планшет и отмахиваетесь от назойливых просьб ребенка поиграть, подумайте о том, что вы оставляете его с большой потребностью во внимании. И что, может быть, вы даете возможность чужому взрослому с плохими намерениями удовлетворить эту потребность ребенка вместо вас.

Ребенок должен понимать, что у него есть свои вещи, место и телесные границы, на которые никто не должен посягать.

Он не должен делиться игрушками и кроватью, если не хочет. Он не должен разрешать себя гладить или сажать на руки чужим и незнакомым людям. Если вы приучите ребенка к этому с раннего детства – у него значительно больше шансов в критический момент отличить добро от зла и начать сопротивляться.

Объясните ребенку, что преступники могут сыграть на его доброте и послушании. 

Скажем, чужие люди подойдут и попросят помочь перевязать подбитую лапку у котенка, проводить до нужного дома, помочь открыть дверь в квартиру…

Для преступников все дети уязвимы. Но чересчур вежливые, послушные и ласковые дети, становятся жертвами сексуальных насильников гораздо чаще.

Не  внушайте  ребенку,  что  взрослые  всегда  правы, и их нужно обязательно слушаться и выполнять всё, что они говорят. Дети не должны повиноваться взрослым лишь потому, что они – взрослые.

Авторитетом для ребёнка должны быть  близкие  родственники:  родители или бабушки с дедушками. Те, в свою очередь, должны объяснить ребёнку, что в школе на уроке следует слушать и выполнять задания учителя.

В остальных случаях, если на ребёнка пытаются воздействовать взрослые, то слушать их или нет, нужно советоваться с родителями. Чтобы дети научились защищаться от домогательства, их необходимо воспитывать в духе критической оценки поведения взрослых и невыполнения приказов, которых они не понимают

Придумайте кодовое слово или пароль вместе с ребенком. 

Это на случай, если вы не сможете откуда-либо забрать чадо или доверить это друзьям и знакомым. Преступники часто представляются друзьями родителей и говорят, что те попросили забрать его. При этом, предупредите, чтобы ребенок никому не говорил это кодовое слово. Не лишним будет проверить, насколько хорошо дитя усвоило это. Достаточно попросить знакомых, которых он не знает, завести разговор с ним в школе или на улице. Если вы заранее не договорились с ребенком о том, что его заберет ваш знакомый, то в подобных случаях приучите ребенка звонить вам.

Правильно рассказывайте о навыках безопасности.

Чтобы повысить уверенность ребенка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего сосредоточить разговор на том, что ребенок может сделать в неприятной ситуации. Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дороге, а не тому, что может сделать с ним машина. Эту логику можно использовать в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия. Помните о том, что вам надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

Подавайте ребенку личный пример. 

Хотите, чтобы ребенок выполнял правила безопасности при поведении на улице и дома? Тогда родителям нужно неукоснительно выполнять их самим. Даже если вы ждете в гости друзей, при звонке в дверь не мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но все равно я сейчас посмотрю в глазок и спрошу, кто там. Если там незнакомые люди, я не буду открывать». И именно так и сделайте. Если вам пришлось возвращаться домой поздно вечером – расскажите ребенку, что вы предприняли для обеспечения своей безопасности. Например, так: «Я не хотела идти по безлюдной темной улице, хотя это и короче. Вместо этого выбрала освещенную дорогу, по которой ходят люди. Пришла на десять минут позже, но зато чувствовала себя уверенно». Достаточно нескольких таких историй, чтобы основные правила «вечерней безопасности» отложились у ребенка в голове намного прочнее, чем, если бы вы просто требовали соблюдения этих правил от него.

 

Информацию предоставил:                                       Непша Т.С., заведующий

отделением психолого-педагогической помощи

 

«Наш метод воспитания – любовь, беседа, понимание»

Любовь родителей учит ребенка быть самостоятельным, уважительным, уметь прощать, помогать друг другу. Нехватка любви родителей, внимания, влияет на развитие и воспитание ребенка. Но и не надо забывать, что чрезмерная опека, забота, любовь нанесет ребенку неисправимый вред. Он будет себя чувствовать не уверенным, не самостоятельным в решении своих возникнувших проблемах.

Родители помните:

1. Не повышайте на малыша голос, не наказывайте, не выслушав ребенка, а очень терпеливо проанализируйте ситуацию, и объясните ребенку в спокойной форме.

2. Будьте чуткими в отношении к ребенку, поддерживайте общение с ним, потому что это укрепляет и развивает вашу любовь в семье.

Чтобы ребенок вас ценил и уважал, ставил вас в пример -  это большой и трудоемкий труд!

Чтобы быть примером для своего ребенка вы сами должны:

1. Уметь прощать, и не бояться просить у ребенка прощение, если вы его обидели или были не правы.

2. Говорите правду, какой бы она не была.

3. Никогда не обманывайте его, и он вас не будет обманывать.

4. Если на вопрос ребенка вы не нашли нужный ответ, постарайтесь уйти незамеченно от ответа, или переведите разговор на другую тему.

5. Если вы пообещали ребенку что-то, то выполните .

6. В семье будьте культурными, тактичными, справедливыми, терпеливыми в общение с ребенком.

7. В семье придерживайтесь едиными правилами к поведению и воспитанию ребенка.

Ребенка надо любить, так как любовь родителей дает ему чувство комфорта, уюта, защищенности. И вы родители всегда будете опорой ему.

Не забывайте, это очень важно:

1.Постарайтесь создать такие условия, привить знания, навыки и умения, формированию его личностных качеств, чтобы он мог спокойно находиться в социуме.

2. Следите за своим поведением, не допускайте чрезмерные эмоции, не давите на него, пользуясь своим авторитетом.

3. Не идите у него на поводу, не делайте его эгоистом, обращая внимания только на него.

4. Объясняйте ему, что он является равноправным членом семьи, где его любят и придут на помощь.

5. Помогайте ему преодолевать трудности, пусть он учится делать сам, без вашей помощи.

6.Не проявляйте к нему жалость, а просто любите, так вы учите его любить вас и окружающих.

Любовь родителей играет главную роль в воспитании ребенка. Своей любовью к ребенку вы направляете его на взросление и знакомства с окружающим миром. Только любовь родителей поможет ребенку относиться к себе как к личности, которая формируется сначала в семье.

 

Информацию предоставил:                                   Архипенко Ю.Н., заведующий

  отделением профилактики безнадзорности

 

«Дети в интернете: в сетях паутины»

«Не сиди долго за компьютером, это вредно!»    - многие родители  обращаются к своему  ребенку с такой  просьбой. Но увы, дети нас не слышат, виртуальный мир в который они погружаются целиком им интереснее. С самого рождения наши дети окружены всевозможной техникой. Сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры, ноутбуки, планшетники,  электронные книги – список можно продолжать еще долго. И, порой, к веселым огонькам этих электронных систем ребенок тянется гораздо охотнее, чем к своим игрушкам. В виртуальном мире осуществимы все желания и фантазии, можно перевоплотиться  в супергероя, можно найти друзей по интересам, поделиться своими успехами и неудачами, получить ответ на интересующий вопрос, быстро и без усилий выполнить домашнее задание. Социальная сеть предлагает большую свободу действий нашим детям. Поэтому в этом случае, главная задача родителей научить  своих детей отличать разницу между реальным миром и выдуманной компьютерной реальностью.  Своевременное вмешательство взрослых может предотвратить компьютерную зависимость у ребенка, в том  числе  множество проблем связанных со здоровьем.

Говоря о компьютерной, виртуальной зависимости, необходимо понимать, что дети в этом плане являются самыми уязвимыми, особенно в возрасте от 10 до 17 лет. Избежать проблемы можно, если изначально установить правила для пользования компьютером:

- ежедневное пребывание ребенка за компьютером не более двух часов, с перерывами на 15 минут каждые полчаса.

- не разрешайте ребенку есть за компьютером;

- следите за тем, что бы виртуальное общение, не превратилось для ребенка в альтернативу реальности;

- не позволяйте  ребенку засиживаться подолгу за компьютером перед сном;

- уделяйте внимание интересам ребенка, если он интересуется спортом – запишите его в спортивную секцию;

- чаще гуляйте на свежем воздухе;

- устраивайте культурные программы, например, посещайте музеи, театры и т.д.

Все эти условия соблюдать совсем не сложно. Главное объясните  ребенку, что такое социальная сеть, он должен понимать, что это всего лишь дополнительный способ общения, но никак, ни основной и не альтернативный. А понять это ребенок сможет лишь с помощью Вас,   дорогие родители!  Вы должны показать своему любимому чаду, что реальность намного интересней чем то, что он видит на экране. Любите своих детей, чаще с ними говорите, проявляйте заботу и понимание.

Не доверяйте самое важное дело – воспитание Ваших детей, бездушной машине! 

Информацию предоставил:                                            Черепанова С.Ю.,   

специалист по социальной работе

отделения профилактики безнадзорности

 

Трудности в обучении детей и как их преодолевать?

Мой ребенок целыми днями при бабушке сидит за уроками, мечтает, но до моего прихода с работы ничего так и не может сделать. Я прихожу уставшая, весь вечер уходит на уроки. Без крика не обходится. Это он тупой или я плохо его воспитываю?

Часто такая ситуация наблюдается, если у ребенка не сложился интерес к учебе, не сформированы учебные навыки и умения, не развиты волевые процессы. Возможно, ребенку не хватает родительского внимания и поддержки. Еще одной причиной такого поведения может быть высокий уровень тревоги ребенка перед школой и родителями, страх наказания и страх неудачи. В ответ на сильное чувство тревоги, особенно если оно вызвано напряженной эмоциональной атмосферой, ребенок использует стратегии, называемые механизмами защиты. Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу. Все мы в повседневной жизни используем те или иные защитные механизмы, чаще всего бессознательно.

"Уход" - самая прямая из всех возможных защит. Человек просто уходит из ситуации, физически или мысленно. Так, малыш, вместо того, чтобы делать задание по математике, сидит и мечтает о чем-то своем. Математика и так ему дается с трудом, а уж после двойки и выговора учительницы, в страхе перед руганью дома, ребенок и вовсе не может сосредоточиться, не может заставить себя прочитать задачу и вникнуть в смысл. Ребенок уходит из травмирующей ситуации, либо забывая о ней, либо представляя себя отличником и в мечтах блестяще решая все задачи.

Упреки и давление на него ситуацию не улучшат. Представьте: вы в который раз объясняете, как решить задачу, а он упорно не понимает. У вас уже нет сил сдерживаться, и вы начинаете раздражаться. Он чувствует ваше раздражение, пугается и понимает еще меньше, начинает плакать. Времени и нервов потрачено много, задача не решена, ребенок испуган, вы ему наговорили много неприятного по поводу того, что он тупой, что ему одна дорога - в дворники, отношения от этого не улучшились. И самое главное - у ребенка появилась уверенность в том, что он тупой и что у него в жизни ничего не получится. Конечно, за один раз самооценка не складывается, но если такая ситуация происходит изо дня в день, то результат будет лучше.

Ваш ребенок к вашему приходу не делает домашнего задания ни по одному предмету или все же у него что-то сделано? Посмотрите, с чем он может справиться самостоятельно, а в чем ему нужна помощь. Тогда договоритесь с ребенком, что он берет на себя. Если без вас ребенок не может сделать ничего, то следует разобраться, не слишком ли сложную школу вы для него выбрали.

Если учитель считает, что все в порядке, что ребенок справляется, то, возможно, для вашего ребенка не существует другого способа добиться вашего внимания, как с помощью совместного делания уроков. Ему может просто не хватать вашего участия и заботы, и он добывает их так, как может. Вероятно, вы, приходя с работы, интересуетесь только фактической стороной школьных проблем, оценками и тем, что написано в дневнике. Возможно, вам не хватает времени и желания поговорить и подбодрить? Тогда реакция вашего ребенка закономерна. Мама реагирует только на уроки - значит, с ней надо контактировать по поводу уроков.

Чтобы выйти из порочного круга крика и страхов, необходимо менять стратегию поведения и отношение к учебе в первую очередь родителям. Однако наблюдается, к сожалению, и общая тенденция к инфантилизации современных учеников, в силу чего все чаще и чаще родители вынуждены помогать с учебой не только школьникам, но и своим детям-студентам. Так что не форсируйте самостоятельность своего чада с риском для его психики - уж лучше набраться терпения и вспомнить что-то давно забытое!

Рекомендации родителям детей, имеющих высокий уровень школьной  тревожности

Для каждого ребенка поступление в школу – это яркое, чрезвычайно значимое событие.

Но все они по-разному привыкают к новой обстановке и новым требованиям, предъявляемым школой, у многих процесс адаптации затягивается.

Ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка выступает школьная тревожность, отрицательно влияющая на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень школьного благополучия.

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

  • Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
  • Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка - это не конец света.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»
  • Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений.
  • Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»
  • Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.
  • Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.
  • Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях - это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
  • Помогите младшекласснику составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
  • Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.

   А еще можно рекомендовать родителям почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, «посуматошиться», подержаться за руки, обняться.   В «жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.

 

Информацию предоставил:                       Волкова Л.К., социальный педагог

 отделения реабилитации для детей и подростков

 с ограниченными возможностями.

 

 

 

Мудрые наказания

   Если ребенок провинился:

  •  Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом  настроении. Сразу  дайте оценку поступку, узнайте, что ребенок думает по этому поводу. Не унижайте ребенка. Словами типа: «А у тебя вообще голова  на плечах есть?»
  •  Ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Не угрожайте: «Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь!»
  • Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
  • Оценивайте поступок, а не личность; лучше сказать: «Ты поступил плохо», «Ты очень огорчил меня», вместо «Ты плохой».
  • После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

 Наказывая ребенка, важно помнить:

  •   Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка. Наказание должно стать не нормой, а исключением, т.к. дети привыкают к частым наказаниям и становятся равнодушными воздействию родителей.
  • Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  • Не читайте длинных нотаций. Нельзя подчеркивать свою власть над  ребенком.
  • Ведите разговор наедине с сыном (дочерью).
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребенка. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: отказ подчиниться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому – нибудь из окружающих, грубость со старшими и прочее.
  • Нельзя пугать ребенка, например, говорить, что позовете милиционера.
  • Не спешите наказать ребенка  сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».

 Поговорим о физическом наказании:

  •  Совершенно недопустимы физические наказания: они могут нанести непоправимую физическую и психическую травму, унизить ребенка, развить у него упрямство и фальшь. Дети с сильной нервной системой  в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливые, вялые, нерешительные. Возникает отчужденность в отношении с родителями, дети перестают считаться с родителями, начинают бояться их.

 Категорически нельзя:

  •  Наказывать едой, обзывать бранными словами, кричать, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях), повторять свои требования множество раз.

 Подытожим сказанное:

  •  Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать, это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, не наказывайте.
  • За один проступок – одно наказание. Даже если проступков много, наказание только одно – за все сразу.
  • Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан, не мешайте ребенку начинать жизнь сначала.
  • Наказание должно быть без унижения. Чтобы не случилось, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью.
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева. Он должен бояться Вашего огорчения.

 

Информацию подготовил                                                 Волкова Л.К., социальный педагог

отделения реабилитации для детей и подростков

с ограниченными возможностями

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь с ВИЧ

Что дальше?

Вам сообщили, что у вас ВИЧ-инфекция. Что это означает? Что изменится в вашей жизни? Что вы можете сделать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?

ВИЧ-инфекция - что это означает?

...что в вашей крови присутствует ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Как правило, в течение многих лет после попадания вируса в организм человек чувствует себя здоровым, хотя вирус и может передаться от него другому человеку.

Однако вирус способен постепенно разрушать иммунную систему организма, что может привести к появлению некоторых серьезных заболеваний. Стадию появления этих заболеваний называют СПИДом.

Существуют лекарства, которые сдерживают развитие вируса и лечат болезни, появившиеся из-за ВИЧ. К сожалению, лекарства, которое полностью излечивало бы ВИЧ-инфекцию, пока нет.

ВИЧ-инфекция - что это НЕ означает?

...НЕ ОЗНАЧАЕТ, что заболевание отразится на вашем самочувствии. У человека может быть ВИЧ, и при этом он может чувствовать себя абсолютно здоровым.

...НЕ ОЗНАЧАЕТ, что вы беспомощны. Есть много способов укрепить иммунную систему, поддержать здоровье, сохранить качество своей жизни.

...НЕ ОЗНАЧАЕТ, что вы скоро умрете. Люди живут с ВИЧ долгие годы и могут прожить еще неограниченно долгое время.

...НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ваша жизнь должна коренным образом поменяться, если вы сами этого не хотите.

Означает ли диагноз «ВИЧ-инфекция», что в вашей жизни должно что-то измениться?

...ДА, потому что при ВИЧ-инфекции важно чувствовать себя хозяином положения, а не беспомощной жертвой. Знание — сила, поэтому постарайтесь побольше узнать о развитии ВИЧ-инфекции, о значении различных анализов, о способах поддержать свое здоровье, о новых лекарствах и методах лечения. Знайте свои права и настаивайте на их соблюдении.

...ДА, потому что вирус может передаться другим людям при опасном половом котнтакте или нестерильных инъекциях. Вы можете сделать свое поведение более

безопасным, чтобы предотвратить передачу ВИЧ.

...НЕТ, потому что ВИЧ-инфекция не повод отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса. Часто люди понимают, что после диагноза их повседневная жизнь мало изменилась, и это нормально.

 По материалам ГУЗ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД и ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

 

Информацию предоставил                              Е.В. Лебедева, методист

организационно-методического отделения

 

 

К школе готов?!

Ребенок умеет читать, считать и писать? Хорошо!

Но этого мало, чтобы обеспечить успешный старт. Что же важно?

Требования к первоклассникам теперь достаточно высоки, поэтому мы стремимся, чтобы дети им соответствовали: умели читать и писать, решали простые арифметические задачки и логические ребусы. Но лишь немногие родители понимают, что большую часть важнейших для будущих школьных успехов функций формирует не обучение чтению или письму, а сама суть, само устройство детской жизни.

   Поступление в первый класс – это и смена образа жизни, и освоение нового для ребенка вида деятельности учебной, и новое положение в обществе (теперь он ученик!), и установление нового типа взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Знакомимся с пространством

   Будущие успехи ребенка в математике, геометрии и даже в русском языке напрямую связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за пространственное восприятие. У  современных детишек с этим часто возникают проблемы: многие из них не могут разобраться, описывающими расположение предметов в пространстве, долго путают понятия «лево» и «право».  Что предпринять?

  •  На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как именно вы      идете, куда поворачиваете. Проговаривайте то, что видите,

объясняйте маршрут. Давайте дошкольнику небольшие задания, например, сбегать в ближайший киоск и купить булочку и сок. Конечно, между вами и киоском не должно быть проезжей части и желательно, чтобы вы видели своего гонца.

  • Придумывайте и рисуйте карты местности. Вместе с ребенком пробуйте сделать план реального места, например, дачного двора, детской площадки или квартиры.
  • Не забывайте об играх, в которых требуется координация движений и пространственное мышление – прятки – жмурки, вышибалы и классики.

Хотя бы иногда, когда позволяет время, собирайте приятелей своего ребенка и устраивайте  с ними командные подвижные игры – те же казаки – разбойники или «Веселые старты». Это очень полезно для развития ребенка и к тому же развивает его способность к общению со сверстниками.

Время – как оно выглядит

   Так уж вышло, что обычные часы со стрелками почти  ушли из нашей жизни. Их заменили электронные табло, на которых время высвечивается в виде пары двузначных цифр. Мелочь? Но, оказывается, детям для того чтобы ощутить, почувствовать, что такое время,  необходимы именно обычные. Так называемые аналоговые часы. Для ребенка важна наглядность, ему необходимо увидеть: что это значит: время проходит? Малышу важно соединить в своем восприятии зрительный образ «идущего времени» с реальностью. Это необходимо, чтобы ребенок привык осознавать себя во времени, рассчитывать свои силы и учился планировать свою жизнь, управлять ею. Что предпринять?

  • Вместе с ребенком займитесь исследовательской работой: сколько минут вам надо, чтобы дойти до дома от детской площадки? А если бегом?

А как долго он может прыгать на одной ножке? А за сколько минут доезжает на велосипеде из одного конца двора в другой?

  • Уходя из дома, говорите сыну или дочке, когда вернетесь, и показывайте, как это будет выглядеть на часах. Старайтесь выполнять свое обещание, а если все же задерживаетесь – предупреждайте по телефону.
  • Не торопите ребенка: дайте ему прочувствовать собственный ритм, вжиться в него – это поможет ему в будущем лучше управлять своей жизнью.
  • Обращайте внимание  на то, как растут цветы, деревья и другие растения Как меняются со временем комнатные цветы?  Сколько дней надо поставленной в воду веточке для того, чтобы пустить корешки? А как долго цветет комнатная азалия?

Регулируем сами

   Чем выше уровень саморегуляции -  тем легче вольному дошкольнику будет потом превратиться в ответственного первоклашку и не страдать в тисках расписания, тем легче ему привыкнуть выполнять домашние задания и каждый день собирать портфель. К шести годам ребенку хорошо бы научиться  действовать целенаправленно,  в соответствии сосвоим замыслом или замыслом взрослого.  Если  ваш дошкольник способен довести  до конца задуманное, например, собрать фигурку из конструктора, пользуясь инструкцией, и без напоминаний выполняет все необходимые утренние процедуры, то скорее всего, проблем  в школе у него не возникнет. Но и тут есть свои особенности. Так, современные дети с конструктором справляются неплохо, а вот повторять простые движения, управлять своими эмоциями им часто бывает трудновато. И здесь причина – в изменившихся жизненных обстоятельствах современной семьи. В ней гораздо меньше общения и меньше совместных дел, чем это было раньше. А мы знаем, что у детей лучше всего психические функции формируются именно в общении. Никакие хитроумные развивающие игрушки не заменят игр и разговоров с родителями и со сверстниками, не заменят их личного примера и опыта. Что предпринять?

  • «Давай сделаем это вместе» - вот что должно стать вашим главным девизом. Не делать за детей, но непременно быть рядом и помогать, если  нужна помощь. Быть включенным в процесс, не отмахиваться, если ему необходимо обсудить детали, предлагать свои идеи, стимулировать его желание закончить дело.
  • Многие дети, независимо от пола, именно в этот период проявляют интерес к приготовлению пищи. Просите ребенка о помощи Например, пусть достает  из холодильника продукты, выполняет простые задания во время готовки: что – то порезать, положить овощи в кастрюльку, перемешать яйца и пр. Все, что вы вместе делаете, хорошо бы проговаривать вслух: это помогает детям  представить процесс в развитии, увидеть свою роль в нем.
  • Если он проявляет желание включиться, например,  в уборку или в другие домашние дела, обязательно приветствуйте это и не критикуйте, если что – то не получается сразу.
  • Играйте в «Эмоции» - кто лучше всех покажет злость, грусть, веселье, смех радость, веселье? С помощью мимики и движения  создавайте вместе с ребенком образы этих состояний.
  • Играйте в игры, в которых необходимо одновременно делать несколько движений. Например, одной рукой хлопать по животу, а другой делать – делать круговые движения над головой; обеими руками делать круговые движения, как будто протираешь стекло, причем сначала в одну сторону, а потом – в разные; прыгать на левой ножке, на правой, и в это же время хлопать в ладоши…

По правилам!

   Умение действовать по правилам еще как пригодится в школе: для того, чтобы привыкнуть к определенному распорядку дня, научиться делать уроки, работать в команде. Все детские подвижные игры основаны на выполнении определенных правил. Современные дети играют гораздо меньше, чем их сверстники десять – двадцать лет назад. Они больше общаются по делу: вместе учат язык, ходят на спортивные занятия, посещают творческие студии.  Чтобы ваш  дошкольник легко превратился в ответственного, собранного школьника, дайте ему возможность всласть наиграться в разные игры. Приглашайте в дом его друзей, инициируйте, если это необходимо, самые простые игры: в дочки – матери, в зоопарк, в путешествие, в прятки – салочки…  Играйте сами – и получайте удовольствие от общения со своим дошкольником.

Информацию предоставил:                       Л.К. Волкова, социальный педагог

отделения реабилитации

для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

 

Необычное рисование

Ребенку скучно просто рисовать?

Отбросьте кисти и приготовьтесь – чудо начинается!

Приготовьте бумагу, краски… и ластики, зубные щетки, палочки, все это понадобится для того, чтобы разнообразить художественный досуг вашего ребенка. Ребенку будет весело и интересно, а тем временем его воображение и мышление  активно развиваются! Ну. Что поиграем?

 Пальчики – палитра

Приготовим гуашь. Один пальчик обмакнем в желтую краску, другой – в зеленую, третий – в красную… Чем не палитра? Что же будем рисовать?

3 – 4 года:

«Солнышко на травке».

У ребенка на листе бумаги нарисована сочная зеленая травка. А теперь представим, что по лужайке скачут забавные солнечные зайчики (детские пальчики погрузились в гуашь, а теперь порхают по бумаге), а навстречу солнышку тянут свои яркие головки цветочки одуванчики. Упражнение дает возможность почувствовать теплоту желтого цвета, полюбоваться яркими цветовыми пятнами.

«Мыльные пузыри» или «Рассыпались куклины бусы».

Падают бусинки, вот так шумно и весело!  А может быть, взмыли в небо мыльные пузырьки? Упражнение способствует знакомству с цветом, формой!

«Кто здесь ходил?» Наденьте на тыльную сторону ладони мордочку медведя или любого другого животного, а два пальца пойдут вперед: топ, топ. На пути цветная лужица (краска в блюдце). Пройдут пальцы по лужице, а потом по дорожке… Что за цветные следы появились на ней?  С помощью этого упражнения продолжаем знакомить  с цветом, учим рисовать сразу двумя пальцами.

«Нарядим елочку». Мама нарисовала на огромном листе красивую зеленую елку! Давай нарядим ее к празднику: разноцветными шарами, звонкими бусами и мишурой…

«Разноцветный дождик». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой – свою… Выбирайте, пальчики, любую краску!

«Соберем урожай». Дайте малышу лист бумаги с изображением двух банок: большой и маленькой. А теперь попросите: «»Сорви ягодку с веточки, положи в банку, а синие чернички соберем в маленькую».

4 – 5 лет:

«Лето, лето…»Что можно увидеть солнечным летним днем на большой цветочной поляне? (Солнце, цветы…)

«Желтые цыплятки». У Курочки Рябы появилась детвора! Желтые озорные пушистые цыплятки. Приложим к листу большой палец – это туловище, а теперь – указательный – это голова. Возьмем кисточку (мама может помогать) или фломастер и изобразим глаза, лапки, клювы…Вот и побежали друг за другом желтенькие малыши!

«Подарим кукле цветы». Окунем пальцы в желтую краску и приложим к бумаге – получился лепесток, а чуть ниже – оранжевый. Что за волшебство – прямо на глазах появился цветок!

«Красная рябина». Гроздья рябины можно рисовать  сразу тремя  или даже четырьмя пальцами: раз, ниже еще раз, чуть ниже еще. Фломастером или кисточкой прорисуем веточки и черные точки…Вкусное угощение зимующим птичкам готово!

Наши руки  - не для скуки

Нальем в блюдце краску и макнем туда теперь уже всю ладошку – вот и получилась «рука – печать»! А может, «раскрасим ладонь кисточкой в разные цвета? Кажется, одной только ладошки маловато? Добавим разноцветные пальчики, главное – смелее…

«Мышатки потеряли перчатки»! Приложим раскрашенную руку к листу бумаги – вот и нашлась одна перчатка! А теперь кисточкой разукрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим ее рядом с первым отпечатком. Что появилось на дорожке? Так это нашлась и вторая перчатка!

Картошка – печатка

 Эта техника позволяет многократно одинаково изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки. Печатки легко сделать:возьмите ластик или сырую картофелину, на рисуйте на торце задуманный рисунок и срежьте все лишнее вокруг – печатка  готова!. Можно предложить нарисовать цветочки для стрекоз, бабочек и пчелок или лесную полянку, усыпанную грибами и сладкой земляникой. Можно украсить звездами темное ночное небо…

Веселые брызги

Суть этой техники – разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и палочки (можно карандаша). Зубной щеткой в левой руке  наберем немного краски, а палочкой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее…

«Салют». На белом листе сделаем брызг разноцветными красками и полюбуемся салютом.

«Зимнее небо». По темному фону белой  краской сделаем набрызг. Кружатся в зимнем небе снежинки, танцуют и переплетаются.

«Золотая осень». Желтой и оранжевой краской набрызгать опадающую листву. Кисточкой можно прорисовать  стволы кустов и деревьев. Получится невероятный по своей красоте пейзаж.

Два образа в одном

   Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. Нарисуйте цветной гуашью круг на одной половинке Листа, сложите его пополам и прижмите. Разверните… Что получилось? Солнце, а может быть, цветок? Приготовьте фломастеры или кисти и дорисуйте отсутствующие детали. Эта техника способствует развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Достаточно нанести яркие пятна на одну половину, разгладить и развернуть. А теперь предложите малышу отгадать: что изображено? Кто – то увидит берлогу или инопланетянина, кто – то пухлого хомячка.

«Зеркальная страна». Каждый день мы смотрим в зеркало, и оно повторяет за нами каждое движение. А что, если мы окажемся в волшебном зазеркальном мире? Нарисуем цыпленка, сложим лист, прогладим ладошкой, развернем. Ой, что это? У цыпленка появился зеркальный братик!

«На летней полянке». Бабочки – красавицы могут похвастаться одинаковыми яркими крылышками. Теперь нам не обязательно рисовать  оба крыла… Нарисуем одно, сложим лист – и вот она сейчас вспорхнет с листа и полетит на волшебный цветок.

«Новогодние маски».  Возьмем краски  и изобразим  половинку мордочки  тигра, зайки или Деда Мороза. Сложим лист пополам, вырежем. Проделаем отверстия для глаз, прикрепим резиночку.  Можно начинать карнавал!

Главная клякса

Ой! На чистый лист упала огромная капля! Получилась гигантская клякса! Возьмем трубочку (от сока)  и тихонько подуем на каплю… Побежала она влево, оставляя за собой яркий след. Повернем лист и снова подуем. А не добавить ли еще одну кляксу другого цвета? Пусть встретятся. А на что похожи их следы? Думайте! Игры с кляксами способствуют развитию глазомера, координации и силы движений, фантазии и воображения. Варианты игр безграничны. Можно заранее нарисовать домики, дорожки, деревья… А потом по городу пустить огромную красную кляксочку… Не врежется ли она в дерево? А в каком домике будет жить? Ее желтая подружка  решила погостить? Ну, что ж, почему бы им вместе не сходить в кино?

Рисуем по – сырому

Приготовьте влажную салфетку и стакан с водой. Кисточкой намочите бумагу и разместите ее на влажной салфетке, чтобы избежать высыхания. Теперь акварельными красками можно рисовать что  захотите.  Освоить эту технику  по силам и крохе 3  лет. Детишкам постарше  можно предложить такие темы:

«Мишке на опушке». Коричневой краской проведите линию, и посреди лужайки покажется  косолапый медвежонок!  А рядом вдруг появилась пушистая шубка его братца.

«Праздник».Выстрелили салютные пушки, и разрываются в небе разноцветные шары – вот это зрелище!

«Морские медузы». Нарисуем полукруг, проведем от него линии – ножки – и вот поплыла куда – то веселая медуза. Еще одна, третья… А вокруг них в воде заколыхались зеленые водоросли.

«Птички в феврале». Замерзают в холода маленькие птички – синицы, гаечки, воробьи. Они  нахохлились, распушили перышки.

Цветные ниточки

Возьмите нитки длиной 25 – 30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите на одной стороне сложенного пополам листа как захочется. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист… А нитки  - то волшебные!..

«Снежные узоры. Окрасьте нитки в белый цвет и выложите их на бумагу разных цветов.

«Цветочная лужайка». Возьмем яркие краски и разбросаем разноцветные нити на полянке.

«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?

Такое необычное  рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. И, что очень важно, нетрадиционные техники рисования  дают ребенку возможность удивиться и порадоваться  окружающему миру.

Способствуйте тому, чтобы ребенок стал неординарной личностью и не ограничивался в своем творчестве стандартным набором: кисти, краски, карандаши!

Информацию предоставил:                        Волкова Л.К., социальный педагог

отделения реабилитации для   детей и подростков

с ограниченными возможностями