Тематический план занятий по программе «Школа замещающих родителей»

Тематический план

п/п

Название тем

(разделов)

Пояснение к теме

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители компетенциях приемных родителей.

1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3. Понятие психологическоготренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
 

2

1

1

2

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители компетенциях приемных родителей.

1.Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
2. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2

1

1

 

 

 

4

2

2

3

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать..
 
 

2,5

1

1,5

4

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
2.Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2,5

1

1,5

 

 

 

5

2

3

5

Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

3

1

2

(1ч+

1ч Д/З)

6

Этапы развития ребенка

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3

1

2

(1ч+

1ч Д/З)

 

 

 

6

2

4

7

Особенности  развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

3

1

2

(1ч+

1ч Д/З)

8

Особенности  развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

2

0

2

9

Диспропорции развития ребенка

Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

2

1

1

 

 

 

7

2

5

10

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);

2

1

1

11

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

2

0

2

12

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
 
 

2

0

2

 

 

 

6

1

5

13

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
 

2

1

1

14

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; 
 

3

1

2

(1ч+

1ч Д/З)

15

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Как сказать ребенку, что он приемный.
 

2

0

2

 

 

 

7

2

5

16

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними

2

1

1

17

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

 

2

1

1

18

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

 

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

2

0

2

19

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

 

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

2

0

2

 

 

 

8

2

6

20

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
ребенка.
 
 

2

1

1

21

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

2

1

1

22

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

3

0

3(2ч+

1ч Д/З)

 

 

 

7

2

5

23

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

2

1

1

24

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
 

2

1

1

25

Особенности полового воспитания приемного ребенка

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

2

0

2

 

 

 

6

2

4

26

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

2

1

1

27

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
 

2

1

1

28

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

2

0

2

 

 

 

6

2

4

29

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

1.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
2.Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
3.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
4.Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
5.Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
6.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
7.Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

2

1

1

30

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

1.Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
2.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
 

 

2

1

1

31

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

1.Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

2.Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

3.Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

4.Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

5.Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

3

1

2

(1ч+

1ч Д/З)

 

 

 

7

3

4

32

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

1.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
2.Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

2

1

1

33

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи

2

1

1

34

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
 

2

0

2

 

 

 

6

2

4

35

Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

2

0

2

 

 

 

2

0

2

36

Аттестация

 

3

0

3

 

 

 

80

24

56