Тематический план
№ п/п |
Название тем (разделов) |
Пояснение к теме |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители компетенциях приемных родителей. |
1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка. 3. Понятие психологическоготренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители). |
2 |
1 |
1 |
2 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители компетенциях приемных родителей. |
1.Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
2 |
3 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.. |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
1.Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы. |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
|
|
5 |
2 |
3 |
5 |
Этапы развития ребенка |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). |
3 |
1 |
2 (1ч+ 1ч Д/З) |
6 |
Этапы развития ребенка |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. |
3 |
1 |
2 (1ч+ 1ч Д/З) |
|
|
|
6 |
2 |
4 |
7 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. |
3 |
1 |
2 (1ч+ 1ч Д/З) |
8 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. |
2 |
0 |
2 |
9 |
Диспропорции развития ребенка |
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
7 |
2 |
5 |
10 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"). |
2 |
1 |
1 |
11 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
2 |
0 |
2 |
|
12 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
6 |
1 |
5 |
13 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. |
3 |
1 |
2 (1ч+ 1ч Д/З) |
15 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
Как сказать ребенку, что он приемный. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
7 |
2 |
5 |
16 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними |
2 |
1 |
1 |
17 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. |
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
|
2 |
1 |
1 |
18 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
|
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. |
2 |
0 |
2 |
19 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
|
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
8 |
2 |
6 |
20 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). |
2 |
1 |
1 |
21 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. |
2 |
1 |
1 |
22 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. |
3 |
0 |
3(2ч+ 1ч Д/З) |
|
|
|
7 |
2 |
5 |
23 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. |
2 |
1 |
1 |
24 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. |
2 |
1 |
1 |
25 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
6 |
2 |
4 |
26 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. |
2 |
1 |
1 |
27 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений |
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. |
2 |
1 |
1 |
28 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений |
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
6 |
2 |
4 |
29 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
1.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. |
2 |
1 |
1 |
30 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
1.Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
|
2 |
1 |
1 |
31 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
1.Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. 2.Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. 3.Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. 4.Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. 5.Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. |
3 |
1 |
2 (1ч+ 1ч Д/З) |
|
|
|
7 |
3 |
4 |
32 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
1.Родительские и профессиональные функции приемной семьи. |
2 |
1 |
1 |
33 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи |
2 |
1 |
1 |
34 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
6 |
2 |
4 |
35 |
Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий. |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
2 |
0 |
2 |
36 |
Аттестация |
|
3 |
0 |
3 |
|
|
|
80 |
24 |
56 |