Почему дети не любят читать, не любят учиться?
У этого, казалось бы, философского вопроса есть определенные причины. Вспомните природу взаимоотношений с ребенком, когда мы начинаем его чему-то обучать. Если ребенок не понимает, что именно он делает, у него сразу же пропадает интерес к познанию.
Например, он прочитал текст, учитель просит пересказать, а он не может. Учитель говорит ему: «Читай еще раз», или «вдумчиво читай», или «читай внимательно». А что значит «внимательно» для 6-7 летнего ребенка?
Представьте, что Вы проделали какую-то работу, допустим, помыли полы, а Вам говорят: «Вымой еще раз, только внимательно». Думаю, Вы понимаете, что любая повторная работа, которая не приносит результата или которая не понята, как правило, вызывает отторжение.
А дальше детей наказываем чтением (за то, что ты себя плохо вел, гулять не пойдешь, а будешь читать).
Бывают гиперактивные дети, которых трудно не то, что бы посадить за уроки, а вообще в течение 5-ти минут увлечь каким-либо занятием.
Также, нередко ребенок думает, что если, он будет хорошо учиться, он станет «ботаником» и будет изгоем среди своего окружения в классе.
Большинство всех причин, из-за которых дети не любят учиться, а также читать решаются при помощи вовлечения в интересные и занимательные упражнения, в которых дети играючи начинают развиваться и преодолевать все трудности. А они могут быть разными:
-неправильно научились читать, сливать буквы и слоги;
-путаница в буквах и звуках, задержка в развитии речи;
-не сформировано образное мышление (при чтении у ребенка не возникает в голове картинка происходящего);
-неправильное дыхание при чтении;
-незнание значения и понимания слов (плохо развит словарный запас);
-отсутствие внимания при чтении (во время чтения думает о другом).
Занятия проводятся по возрастным категориям:
Для детей 4-5 лет занятия направлены на обучение чтению, письму, развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Для детей 6-7 лет занятия направлены на обучение чтению и развития темпа чтения, а также на развитие всех параметров интеллекта: памяти (зрительной, слуховой, тактильной), внимания, речи.
Для детей 8-14 лет занятия направлены на развитие всех параметров интеллекта: зрительной, образной, слуховой, тактильной памяти, мышления, внимания, речи, активизации лексикона, а также на увеличение темпа чтения и умения правильно работать с текстами.
Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.
Информацию предоставил: Калинкина С.В., социальный педагог
отделения психолого-педагогической помощи