По статистике, от трех до десяти процентов приемных детей возвращается из семей в детские учреждения из-за отказов родителей от воспитания. Для ребенка отказ - это травма и подтверждение того, что «никому нельзя верить».
Поэтому очень важно, чтобы будущие родители при принятии ребенка в семью принимали решение о выборе ребенка не под влиянием эмоций, а обдумывали свое решение и объективно оценивали свои возможности.
Чтобы не допустить ошибки при приеме ребенка в семье, необходимо учитывать следующие моменты, которые в последствие могут привести к трудностям.
1. Ложный мотив принятия ребенка в семью, поскольку успех воспитания приемного ребенка и его дальнейшее благополучие напрямую зависят от истинной причины принятия этого ребенка в семью.
Нередко кандидаты в приемные родители с помощью ребенка стремятся разрешить свои собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то хочет быть «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой или даже поправить свое материальное положение. Однако необходимо понимать, что существующие жизненные проблемы нельзя решать за счет других. Принятие чужого ребенка в свою жизнь не облегчит их трудности, напротив, лишь усугубит еще больше. Рано или поздно такие замещающие родители неизбежно приходят к решению отказаться от ребенка.
Существует так же мнение, что в случае разлада в семье, появление в ней ребенка может помочь сохранить отношения между супругами и привязать их друг к другу, однако в реальности это миф. Ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки.
2. Непринятие во внимание того, что эти дети - особенные, поскольку пережили сильную травму, расставшись с родными родителями. В дальнейшем это ведет к нарушениям в эмоциональном плане, что впоследствии гасит интеллект, их познавательную активность. Многие приемные родители не представляют себе этой проблемы. Они воспринимают приемного ребенка как обычного, что он на самом деле чувствует – для них неведомо. Поэтому часто вызывает шок неадекватное поведение ребенка. И часто, именно отсутствие нужных знаний приводит к тому, что родители не справляются с воспитанием.
3. Непростой период адаптации. Любое изменение жизненных обстоятельств – это стресс, даже если эти изменения к лучшему. Ребенок – это живой человек, в душе которого, наряду с радостью и надеждой, теснятся и сомнения, и неуверенность, и даже, может быть, страх – что ждет его в этой новой семье, с этими людьми? Новым замещающим родителям тоже сложно. Они сознательно приняли ребенка в семью, готовы его любить и заботиться о нем. Но любовь не появляется сразу, она вырастает постепенно. Пока жизнь войдет в обычную колею, должно пройти немало времени – полгода, год, а может быть, и дольше. Иногда бывает так, что новые приемные родители оказываются не готовыми к тому, что их ждет.
4. Неготовность родителя к жизни с приемным ребенком. Иногда приемных родителей, у которых не было собственных детей, приводит в негодование самое обычное детское поведение, с которым они не готовы мириться (шумное поведение ребенка, беспорядок в игрушках и другое)
5. Желание «попробовать» воспитывать. Подобная установка не может не влиять на ребенка – он постоянно чувствует, что проходит «испытание», и понимает, что может испытания не выдержать. Нервы напряжены, поведение становится все хуже, требования родителей все строже. Не выдерживая напряжения, ребенок срывается то здесь, то там. Приемные родители получают «доказательство» своей правоты, и отводят «виновного» в детский дом со словами «мы тебя предупреждали».
6. Родителям не хватает компетенций
«Нехватка родительских воспитательных компетенций», проще говоря – непонимание, почему ребенок, так или иначе себя ведет и как на это реагировать.
Например, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Пока он мал, родители думают, что справляются, но когда он попадает в школу, учителя начинают упрекать приемных родителей. В этом случае наказания не работают, работает только помощь. Помощь специалиста будет эффективной только в том случае, если родитель тоже будет получать знания, а с ними и понимание, что нужно делать.
7. Возрастные кризисы приемного ребенка
С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально. Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет. Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей. Иногда возрастной кризис ребенка настигает даже опытные приемные семьи. Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).
8. Кровные родственники как фактор риска
Присутствие в жизни приемного ребенка кровных родственников – тяжелый груз для приемных родителей. В школе приемных родителей все декларируют, что готовы принять ребенка со всем его прошлым. Но на практике получается не у всех.
Кровные родители ребенка могут активизироваться в моменты, когда кто-то из них выходит из тюрьмы; могут появляться на пороге без предупреждения, в состоянии алкогольного опьянения. Они могут требовать отчета об условиях, в которых живет ребенок, или настраивать его против приемных родителей.
9. Изменение структуры семьи
Развод, смерть одного из членов семьи, появление нового ребенка – стресс для любой семьи, в том числе такой, где приемных детей нет. Перестраивается вся система взаимоотношений. Иногда даже потеря работы кормильцем семьи ведет в кризисных семьях к тому, что отказываются даже от кровных детей. Бывает, что супруг может понять, что не справляется с приемным ребенком, после смерти второй половинки, либо ребенок сам начнет реагировать на стресс так, словно мечтает оказаться в детском доме.
10. Неоправданные ожидания и роли
Если приемного ребенка берут, переживая горе по умершему кровному, или возлагая на него некие надежды (не обязательно огромные, ребенок не обязан оправдывать вообще никакие) – это рискованная ситуация. Даже если речь не идет о замещении умершего ребенка, приемный ребенок с инвалидностью может не оправдать надежд по реабилитации и развитию – и это приведет к риску возврата.
Часто случается то, что называется «партнерским замещением», ребенка берут не как ребенка, а как друга или товарища. Например, сравнительно молодая мама берет под опеку подростка и не ждет, что он станет ей сыном, а хочет стать ему другом. Однако дружба означает равенство и ответственность двух сторон.
Бывает ребенок выражает привязанность не теми способами, которых ожидают родители. Иногда ребенок не может проявить теплые отношения к родителям, так как ранее ему приходилось подавлять чувства.
11. Родители - травматики
Нередко приемные родители – люди, пережившие детские травмы или «изживающие внутреннее сиротство». В таком случае важно, чтобы помогающие специалисты вовремя распознали родительскую травму и при угрозе возврата в детский дом работали не столько с ребенком, сколько со взрослыми.
12. «Ребенок сам так захотел». Действительно, бывает так, что приемный ребенок, особенно в подростковом возрасте, говорит родителям, что «не хочет с ними жить», и даже настаивает на том, чтобы его вернули в детский дом. Как правило, это связано с тем, что отношения не сложились, в семье царит напряжение, и ребенок, чувствуя себя «нежеланным гостем».
Школа приемных родителей поможет в принятии правильного решения по вопросу приемного воспитания. На занятиях вы сможете лучше понять мотивы принятия ребенка, особенности детей, нуждающихся в семье, способы их адаптации и многое другое, что поможет избежать ошибки.