В наше время родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с проблемами обучения навыкам самообслуживания и бытовым навыкам. Если в норме ребенок большинством социально-бытовых навыков овладевает естественным образом, наблюдая за поведением взрослых и подражая, то для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра этот путь обучения чаще всего невозможен.
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Очень часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговице на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие такого ребенка не задумываются, на сколько умения связанные с самообслуживанием важны для развития ребенка, его социальной адаптации в окружающем мире. Еще и особенности психофизического развития ребенка, нарушение контакта, страхи, неприемлемое поведение, трудности произвольного сосредоточения и нарушения мотивации препятствуют овладению социально-бытовых навыков в естественных повседневных ситуациях.
Позиция близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену это быстрее» и тому подобное сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания. Поэтому необходимо обучать ребенка навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие жизнедеятельности такого ребенка выступает на первый план.
Прежде чем, разработать план «правильной» помощи в освоении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, важно следовать простым правилам:
1. Вы должны быть последовательны в отношениях с ребенком и договариваться об общих требованиях к нему. Не допускайте того, что Вы учите ребенка кушать с помощью ложки самостоятельно, а бабушка его кормит. Все члены семьи должны быть единым механизмом!
2. Прежде чем требовать что либо, понаблюдайте, что Ваш ребенок сможет выполнить. Если Вы чувствуете, что Ваша просьба не по силам ребенку, раньше, чем он найдет выход в истерике, переключите его внимание на доступную для него задачу и порадуйтесь результату «как замечательно он все сделал».
3. Просьбы не должны оставаться без внимания, невыполненными. Не повторяйте много раз одно и то же ребенку занятому своим делом в конце комнаты. Чтобы ребенок вас послушал, встаньте рядом с ним и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулируйте инструкцию: «Миша, надень тапочки». Если вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует - не повторяя лишний раз свое требование, вложите этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: «спасибо, ты дал то, что я просила». Ребенку должно быть понятно, когда и что Вы от него хотите. Простые, краткие и четкие инструкции могут усложняться по мере того как ребенок начинает их выполнять.
4. Отмечайте мельчайшие удачи ребенка. Похвала должна быть специфической ребенку должно быть понятно, за что его хвалят «молодчина, ты здорово собрал мусор», вместо «молодец».
5. Создайте визуальное расписание. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития или расстройством аутистического спектра, особенно если он не говорит, очень хорошо воспринимает зрительную поддержку. Она должна быть на доступном для восприятия ребенка уровне и прояснять ситуацию. Это могут быть фотографии, картинки, на которых изображено как он ест, готовится ко сну, гуляет, одевается. В визуальном расписании важно действительно выполнять пункт плана!
6. Подключайте ребенка к деятельности взрослого с помощью мелких поручений:
• мыть и бросать в кастрюлю очищенную картошку;
• принести «забытую» на видном месте вещь, приготовленную для стирки;
• положить в стиральную машинку заранее приготовленное белье и так далее.
Не гоните от себя ребенка! Крутясь около Вас, он не просто «мешается под ногами», он потихоньку включается в бытовую ситуацию.
Помните! Нельзя научить ребенка всему сразу, необходимо сосредоточится на одном доступном ему навыке. Выбираем один навык, тот, которому будем обучать. Лучше всего использовать методику обучения по цепочке, эта методика как нельзя лучше подходит для обучения навыкам самообслуживания и бытовым навыкам.
Например, что делает человек, когда собирается чистить зубы?
1. Он берет зубную пасту.
2. Откручивает колпачок.
3. Кладет колпачок на край раковины.
4. Открывает воду.
5. Берет зубную щетку.
6. Смачивает щетку под водой.
7. Выдавливает зубную пасту на щетку.
8. Кладет тюбик на край раковины.
9. Чистит зубы слева.
10. Чистит зубы справа.
11. Чисти зубы спереди.
12. Кладет щетку на край раковины.
13. Берет стакан с водой и прополаскивает рот.
14. Ставит стакан на место.
15. Моет щетку и убирает на свое место.
16. Закрыть зубную пасту и убирает на свое место.
Не забывайте хвалить ребенка «Молодец! Ты почистил зубы!» Дайте ребенку в конце чистки зубов какое-нибудь значимое для него поощрение за то, что он сотрудничал с вами.
Когда ребенок, с вашей помощью спокойно чистит зубы, вы постепенно убираете свою руку, сначала держа своей рукой его кисть, затем локоть, предплечье. Вы полностью убираете руку и теперь словесно говорите, что делать и если надо используете указательный жест. Вы молодцы! Ребенок самостоятельно чистит зубы!
Вся эта работа очень кропотливая и требует от вас терпения и любви к своему ребенку. За один раз эту процедуру не освоить, у кого-то на обучение может уйти месяц, а у кого и год. Все зависит от психофизических особенностей вашего ребенка. Это не значит, что надо опускать руки!
В процессе работы над навыком используйте «незаметные» подсказки:
• жестовые подсказки;
• непрямые вербальные (словесные) подсказки (например, «продолжай»);
• прямые вербальные подсказки (например, «возьми полотенце»);
• моделирование;
• физические подсказки;
• зрительную поддержку.
Стремитесь к тому, чтобы в конечном итоге ребенок мог выполнять все самостоятельно, без подсказок.
Нельзя переходить к следующему, пока не освоен предыдущий этап.
Обучение следует проводить в естественных условиях, чтобы оно не оказывало отрицательного влияния на качество. Например, собраться в детский сад или школу – это естественная ситуация, для того чтобы научить ребенка одеваться, но не оптимальная, в связи с нехваткой времени. А вот если мы поведем ребенка на прогулку, времени у нас будет столько сколько нужно, и сама прогулка сыграет роль естественного подкрепления в естественных условиях.