Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.
Почему ребенок становится непослушным?
Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.
Предлагаем вам способы, помогающие справиться с непослушным малышом. Выбирайте свои!
1. Отложенная истерика
Если вам удалось поймать момент самого начала истерики, то ваш идеальный вариант - успеть напомнить о каком-то важном деле: «мы собирались идти гулять» или «ты собирался скушать конфету». Таким образом, вы не отнимаете право на плач, а даете альтернативу: «Давай поплачем попозже, потому что солнышко сядет, и мы не успеем погулять».
2. Осознанный плач
Пример: попросить малыша плакать тише, потому что папа спит: «Ты можешь продолжать плакать, потому что тебе необходимо, но, пожалуйста, делай это тише, потому что папа спит».
3. Пропущенный каприз
В этом методе важно не ошибиться и не спутать понятия «не заметить» с «отнестись с равнодушием». Это значит, что использование данной тактики оправдано лишь в том случае, когда вы точно уверены, что ребенок использует манипулятивный плач.
В этом случае постарайтесь аккуратно пропустить попытку покапризничать «мимо ушей»: «Вот смотри листочки распустились, ой ты же плачешь, ну вот закончишь и пойдем смотреть на листочки».
4. «Заговорки»
Любимая тема бабушек, но стоит признать, что она работает. Но опять же, разговор на отвлеченную тему приемлем только в случае манипуляторной истерики.
5. Щекотание
Ласковую игривую щекотку можно использоваться только в самом начале надвигающейся эмоциональной бури: «Ой, а кого это я сейчас защекочу и зацелую?!»
6. Маневр отвлечения
Пример: «Ой, ресничка упала. Какая красивая! А ты знаешь, что надо желание загадывать?»
7. Противоречие
Главный фокус состоит в использовании понятных ребенку парадоксов, которые его отвлекут на размышления. Пример: «Пойдем смотреть на квадратное солнце».
8. Перемещение
Смысл в том, чтобы сменить локацию, покинуть место, где малыш решил проявить непослушание. Можно, к примеру, привлечь внимание воображаемым звуком в другой комнате и предложить пойти посмотреть.
9. Тайник
Сообщите, что в вашем доме есть тайные места, и пришло время их раскрыть. На крайний случай сгодится заранее подготовленный тайник с конфетой.
10. Проговоренная эмоция
Метод, основа которого не отвлечься от эмоции, а наоборот сосредоточиться на ней осознанно и разобрать на детали: «Ты расстроился, что ты чувствуешь? Мне очень жаль тебя? Расскажи мне, что тебя расстроило.»
11. «Агрессия» или активное действие взамен плача
Пример: «А давай вместо плача подеремся подушками!»
12. Использование смешного ритуала
Пример: ребенок собрался плакать – включайте фен, чтобы сушить его слезы или подставьте баночку для сбора слез и т.п.
13. Превращение ребенка в невиданное животное
Пример: «Ой, а кто это вместо моей дочки пришел? Что это за монстрик?»
14. Положительное ерничество
Пример: «Ой, ты мой бедный несчастный, никто на прогулку не берет. Моя бедняжечка». Метод годится только для деток от 7 лет.
15. Таблетки от плохого настроения
Вполне сгодятся обычные аскорбинки.
И самый приятный универсальный метод – ласка и объятия.
Информацию предоставил Лебедева Е.В., методист
организационно-методического отделения