«Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир?»

Когда мама жалуется на то, что сын ее  не слышит и целые дни проводит в виртуальной реальности, а дочка общается со своими подружками только SMS–ками и не выходит гулять  - это не компьютерные проблемы. Это всегда проблема взаимоотношений. Когда дети и родители не могут общаться полноценно, когда ребенок чувствует себя изгоем в обществе, не умеет справляться с трудностями, он находит себе подмену настоящей жизни – виртуальный мир, в котором, как ему кажется, проще быть.

Как развивается такой сценарий?

Ребенку с самого рождения необходимо тесное эмоциональное общение с матерью. Далее с возраста 3-5 лет он одинаково сильно нуждается в обоих родителях. Общение с родителями в это время — лучшее, что есть в жизни малыша, можно сказать, что это вся его жизнь. Примерно на этот же период жизни маленького человечка попадает окончание маминого декрета и ее выход на работу. Ребенок лишается привычного внимания и начинает большую часть времени проводить с чужими людьми: нянями, воспитателями в саду, затем учителями, одноклассниками и т.д. Появляющиеся к вечеру родители: уставшие и измотанные важными «взрослыми» проблемами, не имеют ни душевных сил, ни времени, ни желания разбираться с перипетиями детской жизни во время их отсутствия. Во всяком случае, погружаться глубоко. Свое внимание к детям зачастую  взрослые пытаются заменить покупкой игрушек, модной красивой одежды, современных гаджетов. Вроде бы все у ребенка есть. Чего еще ему не хватает?

Только вот душевного тепла, взаимопонимания, близости, да даже элементарного совместно проведенного времени становится все меньше и меньше. А то, что остается, сводится к формальностям: сделай уроки, убери в комнате, почисти зубы. Но эмоции необходимы малышу как никогда. А поскольку взять их негде, он вынужден приспосабливаться к отсутствию внимания со стороны близких, добирая его на стороне. И компьютер — самый быстрый и безопасный способ это сделать. Ходить никуда не надо, выстраивать отношения со сверстниками тоже. Риск нарваться на оскорбления или неприятную компанию есть, но он минимален, да и компьютер всегда можно просто выключить. Зато сколько преимуществ! Можно отождествлять себя с любимыми героями, совершать от их имени подвиги, получать за них призы — становится важным и значимым, таким, каким он, увы, уже давно перестал быть для своих близких. Ну и как прикажете отказаться от такого? Вот и растет зависимость, укрепляется с каждым днем. Пролетит несколько лет, и малыш — уже подросток, найти общий язык с которым становится еще сложнее.

Причем такой сценарий зачастую развивается в семьях довольно благополучных, адекватных, где родители обеспокоены развитием ребенка и желают ему только лучшего. Рано или поздно, они замечают, что с отпрыском не все в порядке, что компьютер стал единственным его жизненным интересом, и начинают бить тревогу. Но обычно процесс уже зашел довольно далеко, и излечить ребенка от зависимости получается у одной-двух из десяти подобных семей. Всегда, гораздо проще предотвратить процесс, чем его исправить. Какие же меры можно для этого предпринять?

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: 

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; 
  • у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; 
  • ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; 
  • ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей.  Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это  совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы,  по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Считать компьютерные игры злом, требующим немедленного искоренения, и захватившим детей против их воли и вашего желания — лукавство и стремление оправдать себя. Свои ошибки, невнимание, душевную нечуткость, нежелание замечать то, что ребенок несчастлив, одинок и растерян, несмотря на все материально-бытовые блага, которыми вы его окружили. Но если вам-таки пришлось столкнуться с подобным — не стоит расстраиваться и опускать руки раньше времени. Родительская любовь, искреннее желание помочь и честность с самим собой способны на многое!