Когда мама жалуется на то, что сын ее не слышит и целые дни проводит в виртуальной реальности, а дочка общается со своими подружками только SMS–ками и не выходит гулять - это не компьютерные проблемы. Это всегда проблема взаимоотношений. Когда дети и родители не могут общаться полноценно, когда ребенок чувствует себя изгоем в обществе, не умеет справляться с трудностями, он находит себе подмену настоящей жизни – виртуальный мир, в котором, как ему кажется, проще быть.
Как развивается такой сценарий?
Ребенку с самого рождения необходимо тесное эмоциональное общение с матерью. Далее с возраста 3-5 лет он одинаково сильно нуждается в обоих родителях. Общение с родителями в это время — лучшее, что есть в жизни малыша, можно сказать, что это вся его жизнь. Примерно на этот же период жизни маленького человечка попадает окончание маминого декрета и ее выход на работу. Ребенок лишается привычного внимания и начинает большую часть времени проводить с чужими людьми: нянями, воспитателями в саду, затем учителями, одноклассниками и т.д. Появляющиеся к вечеру родители: уставшие и измотанные важными «взрослыми» проблемами, не имеют ни душевных сил, ни времени, ни желания разбираться с перипетиями детской жизни во время их отсутствия. Во всяком случае, погружаться глубоко. Свое внимание к детям зачастую взрослые пытаются заменить покупкой игрушек, модной красивой одежды, современных гаджетов. Вроде бы все у ребенка есть. Чего еще ему не хватает?
Только вот душевного тепла, взаимопонимания, близости, да даже элементарного совместно проведенного времени становится все меньше и меньше. А то, что остается, сводится к формальностям: сделай уроки, убери в комнате, почисти зубы. Но эмоции необходимы малышу как никогда. А поскольку взять их негде, он вынужден приспосабливаться к отсутствию внимания со стороны близких, добирая его на стороне. И компьютер — самый быстрый и безопасный способ это сделать. Ходить никуда не надо, выстраивать отношения со сверстниками тоже. Риск нарваться на оскорбления или неприятную компанию есть, но он минимален, да и компьютер всегда можно просто выключить. Зато сколько преимуществ! Можно отождествлять себя с любимыми героями, совершать от их имени подвиги, получать за них призы — становится важным и значимым, таким, каким он, увы, уже давно перестал быть для своих близких. Ну и как прикажете отказаться от такого? Вот и растет зависимость, укрепляется с каждым днем. Пролетит несколько лет, и малыш — уже подросток, найти общий язык с которым становится еще сложнее.
Причем такой сценарий зачастую развивается в семьях довольно благополучных, адекватных, где родители обеспокоены развитием ребенка и желают ему только лучшего. Рано или поздно, они замечают, что с отпрыском не все в порядке, что компьютер стал единственным его жизненным интересом, и начинают бить тревогу. Но обычно процесс уже зашел довольно далеко, и излечить ребенка от зависимости получается у одной-двух из десяти подобных семей. Всегда, гораздо проще предотвратить процесс, чем его исправить. Какие же меры можно для этого предпринять?
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
Поэтому:
Считать компьютерные игры злом, требующим немедленного искоренения, и захватившим детей против их воли и вашего желания — лукавство и стремление оправдать себя. Свои ошибки, невнимание, душевную нечуткость, нежелание замечать то, что ребенок несчастлив, одинок и растерян, несмотря на все материально-бытовые блага, которыми вы его окружили. Но если вам-таки пришлось столкнуться с подобным — не стоит расстраиваться и опускать руки раньше времени. Родительская любовь, искреннее желание помочь и честность с самим собой способны на многое!