Благополучие ребенка в приемной семье напрямую связанно с тем, насколько условия воспитания, созданные в замещающей семье, благоприятны для его развития.
При создании оптимальных условий необходимо обращать внимание на удовлетворение следующих потребностей детей:
Потребность в пище, комфортном жилище, образовании и медицинском обслуживании. Ребенок должен получать полноценное по составу и достаточное по объему питание, которое является необходимым условием для роста и развития ребенка. Необходимо регулярное медицинское наблюдение за ребенком и своевременное обращение за медицинской помощью. Обязательно создать условия для реализации его права на образование.
Потребность в безопасности. Приемный ребенок вследствие ограниченного жизненного опыта, социально-психологической незрелости нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых для обеспечения своей безопасности.
Отличным помощником в обеспечении безопасности ребёнка и его спокойствии могут послужить семейные традиции и ритуалы, позволяющие ребенку:
• ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде в вашей семье состоится то, что заведено»;
• чувствовать уверенность в окружающем мире и защищенности;
• настроиться на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
•ощутить гордость за себя и свою семью.
Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку.
Для этого:
• замечайте самые маленькие успехи и искренне радуйтесь им;
• сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
• хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами;
• разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора;
• помогите ему найти друзей;
• помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.
Потребность в уважении. Ребенок нуждается в том, чтобы его уважали как самостоятельную личность. В процессе воспитания, особенно при наказании, установлении необходимых ограничений ребенка нельзя унижать, поскольку это ведет к формированию низкой самооценки, что тормозит развитие его личности.
Потребность в свободе. Ребенок нуждается в свободе, чтобы научиться действовать самостоятельно. Только, обладая свободой принятия решений, ребенок сможет научиться самостоятельности и ответственности. При определении меры предоставляемой свободы родители должны исходить из того, насколько ребенок может самостоятельно спланировать и реализовать задуманное без риска для себя и окружающих.
Потребность в раскрытии способностей ребенка, реализация которой проявляется в том, что родители позволяют ребенку заниматься, в соответствии с его интересами (музыка, спорт, рукоделие и т.д.), обеспечивают необходимой поддержкой для наиболее полного развития способностей.
Сильный уверенный взрослый. Многим приемным детям (на самом деле не только приемным, но и кровным) хочется быть уверенными в том, что взрослые, исполняющие обязанности родителей, смогут справиться с любыми, даже самыми сложными задачами. Это происходит, потому что однажды ребенок уже имел опыт того, как взрослые не смогли с чем-то справиться, и он остался без их помощи и поддержки. Поэтому у него есть опасения, что тот, кто сейчас рядом, вполне может оказаться таким же ненадежным человеком.
Доверие. До сих пор распространено много мифов о приемных детях. Главные из них заключаются в том, что «приемыши» вороваты, бесталанны, имеют низкий уровень умственных способностей. Но это заблуждение. Каждый ребенок — индивидуальность! Не стоит причесывать всех под одну гребенку
Пока родители сами не удостоверятся в наличии у приемного чада определенной негативной черты, не стоит ставить на нем клеймо. Ни в коем случае нельзя обижать малыша своим недоверием. Даже если кто-либо из взрослых найдет конфеты у малыша под подушкой, это не свидетельствует о том, что он ворует. Это говорит лишь о том, что этих самых конфет в его жизни было слишком мало. Более того, практически все отклонения от нормального поведения можно исправить с помощью любви, участия и искренней поддержки. Самое главное — терпение и понимание. Всему свое время!
Родительское участие и поддержка. К сожалению, в нашей культуре роли родителей и воспитателя-наставника могут смешиваться, и родитель берет на себя функции по обучению, научению, натаскиванию, вместо того чтобы помогать, ободрять, поддерживать.
Когда приемный ребенок попадает в новую семью, зачастую оказывается так, что он очень многого не знает и не умеет. И взрослым хочется как можно скорее всему его научить, все показать и рассказать. А если ребенок уже ходит в школу, то очень быстро учеба выходит на первый план: уроки, кружки, дополнительные занятия. И здесь, к сожалению, может потеряться то важное, что может дать именно родитель, – участие и принятие в любой ситуации.
То время, которое может быть потрачено просто на то, чтобы побыть вместе, тратится на что-то полезное для обучения и развития. В результате упускается как раз самое важное – время на то, чтобы узнать друг друга, сказать хорошие и ободряющие слова, пообниматься.
Познавательная деятельность идет намного успешнее, когда ребенок спокоен в эмоциональном плане. Потому что в самом обычном развитии все происходит именно так: сначала несколько лет принятия, наполнения, а только потом – обучение. Если для будущих приемных родителей главной ценностью является образование ребенка, желание дать ему как можно больше знаний – лучше заранее поискать место, время и способы для того, чтобы организовать поддерживающий эмоциональный контакт, подумать над тем, зачем и для чего он нужен.
Безусловная любовь. Ребенок должен быть уверен в том, что его любят таким, какой он есть, не обуславливая любовь какими-либо требованиями, не связывая ее с теми или иными достижениями.
Не бойтесь баловать малыша ласковыми прикосновениями, брать его на руки. Тактильный контакт ему просто необходим! Дошкольник может поначалу не проявлять ответных чувств, быть замкнутым, инертным. Но по мере того как вы будете помогать ему, заметите перемены. Любящие родители способны ускорить развитие приемного чада, повысить его самооценку и, конечно, открыть в его сердце любовь. Школьнику потребуется несколько больше времени, чтобы построить доверительные отношения со всеми членами своей новой семьи. Не стоит торопить ребенка. Важно, чтобы семейные отношения выстраивались естественным образом. Чем больше любви приемные родители будут давать чаду, не требуя от него ничего взамен, тем большую эмоциональную отдачу они у него вызовут.
Судить об уровне благополучия ребенка в замещающей семье можно по тем изменениям, которые произошли с приемным ребенком за время пребывания в семье. Наличие каких критерий дает право говорить о благополучии детей в приемной семье?
Первое, самое очевидное, - положительная динамика в обучении, развитии, воспитании, оздоровлении.
Второе - эмоциональный комфорт детско-родительских отношений безопасность и благоприятность условий жизнедеятельности детей;
Важнейшим критерием благополучия ребенка в замещающей семье является его готовность к самостоятельной жизни. Это та главная цель, в принципе, ради которой ребенка перемещают в приемную семью.