Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Причины, по которым необходимо играть в математические игры с детьми дома:
- Игры превращают математику в развлечение.
Для многих детей математика - скука и безрадостный труд. А играть весело. У детей меняется отношение к математике, поскольку они начинают ассоциировать ее с чем-то интересным. Математика - это весело!
- Игры помогают ребенку видеть связь математики с жизнью. Очень многие дети думают, что математика нужна только в школе. Помочь детям увидеть связь математики с жизнью, значит дать им мотивацию к изучению математики. Математические игры помогают автоматизировать навыки. В игре часто приходится делать что-то несколько раз, что легко ведет к автоматизации навыка. Игры помогают детям изучать математику разными способами. В играх можно все потрогать, посмотреть, подвигаться, пообщаться с другими. Такой способ, несомненно, помогает лучшему усвоению.
Необычная игровая ситуация приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата.
Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.
Примеры игр:
«Только одно свойство».
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур; один кладёт на стол любую фигуру, второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если первый положил жёлтый большой треугольник, второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник.
«Найди и назови» (строится по типу домино).
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой красный круг, маленький синий квадрат и т.д.
«Назови число».
Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета.
Играющие становятся друг против друга. Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей числа 7 - (6 и 8).
«Цепочка примеров».
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 1+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
«Цветные счетные палочки».
Цель: закрепить знания цветов, счёт.
Выкладывать из счетных палочек узор (цветок, конфета, ракета и др.), считать палочки, подбирать палочки по цвету, называть картинки.