Ничего не может быть приятнее,
как жить в уединении,
наслаждаться зрелищем природы
и почитать иногда какую-нибудь книгу.
Николай Гоголь
Роль литературы в формировании личности ребенка трудно переоценить. Книга для детей — это средство умственного, нравственного, эстетического воспитания и всестороннего развития.
В век технологического прогресса именно благодаря книге ребенок познаёт нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие прекрасного. Чтение художественной литературы формирует ребенка, как личность с морально-этическими представлениями, чувствами и оценками, которые помогают ему развиваться в обществе. В голове появляются понятия добра и зла. Произведения несут идеи доброты, справедливости, рассказывают о красоте и величии Родины, о дружбе и труде народов, о благородных и смелых людях, о борьбе добра и зла.
У каждого ребенка слово «книга» вызывает разные эмоции, особенно в настоящий век, время гаджетов, компьютерных игр. Это страшное время, ведь ребенок практически всегда чтению книги предпочитает игру, фильм или мультфильм, которые не только не способствуют развитию личности, но и нередко пагубно влияют на неё. Хотя необходимо отметить и положительную сторону прогресса, ведь есть детишки, которые не могут просто взять в руки книгу и прочитать её – это дети с ограниченными возможностями. Именно тут и приходят на помощь всевозможные устройства, которые позволяют такому ребенку погрузиться в мир литературы. Это помогает таким детям развивать личность наравне со сверстниками.
Чтение художественной литературы является для ребенка не только развлечением, но и дверью в большой незнакомый мир, наполненный знаниями, мудростью и интересными открытиями. Вот лишь несколько причин, по которым надо читать детям с самого раннего возраста:
Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги. Даже если малыш только что научился говорить, можно расспросить его о том, кто в книге был злым, а кто добрым. Кого обхитрила Лиса и как катился по дорожке Колобок. Даже самый маленький ребенок с удовольствием покажет или расскажет то, что он запомнил. Так юный читатель будет учиться строить повествование, и не беда, если его история пока состоит всего из двух-трех слов.
Ребенок должен проводить за чтением хотя бы часть времени, чтобы у него сформировались все качества высокоразвитой личности.
Несмотря на новые реалии современной жизни, роль литературы в формировании личности ребенка остается ключевой. Проводником по дороге жизни для ребенка будут служить его родители, воспитатели, школьные учителя, и если у них получится сформировать у него любовь к литературе, он получит колоссальное преимущество и гораздо быстрее достигнет психологической зрелости.
Главное в своих благих стремлениях помнить, что ребенок – это живой человек, личность, со своим мнением и принципами. Дайте ему право выбора, но помогите сделать правильный, не давите на него, станьте ему добрым другом и проводником по пути формирования нравственно развитой личности. Тогда наградой за ваши труды, терпение и мудрость станет его блестящее, полное счастья будущее.