Последние исследования показали, что бесконтрольный и неограниченный просмотр телевизора или компьютера действует крайне отрицательно на детское развитие. В первую очередь страдает детская психика, она слишком перегружается, даже если ребенок смотрит исключительно хорошие передачи. Это сопровождается снижением внимательности, падает концентрация, в связи с этим ухудшается успеваемость в школе, а в некоторых случаях появляется агрессия. Можно напомнить родителям, об ухудшении зрения у детей, которые подолгу смотрят телевизор, компьютер или телефон.
Если ребенок слишком много времени тратит на компьютер или телевизор, у него могут появиться различные страхи, фобии, нарушения сна, что ведет к проблемам в общении со сверстниками и старшими.
Большинство компьютерных игр придуманы таким образом, чтобы вызывать у игрока чувство азарта, чувство восторга. Компьютерные игры полностью погружают в виртуальную реальность, захватывают на долгое время. И многим взрослым людям действительно нужна помощь, чтобы выйти из игры.
Ребенку с неокрепшей психикой еще сложней оторваться от компьютерной игры, и реакция зачастую бывает неадекватной. Выключение компьютера или телевизора может вызвать вспышку агрессии. После выключения передачи или игры ребенок чувствует себя опустошенным и неудовлетворенным.
Родители могут и сами проводить часы за компьютером, вместо общения с ребенком. Из-за этого могут портиться взаимоотношения в семье. Ребенок меньше разговаривает с родителями, меньше занимается общими делами со взрослыми, зачастую такие взаимоотношения приводят ребенка к экранному времяпрепровождению. Ребенок пытается получить эмоции от просмотра передач, от компьютера, вместо того чтобы получать радость от рисования, поделок, лепки, обучения.
Родители, у которых нет времени, сил или желания дарить внимание ребенку, сами толкают его к уходу в виртуальную реальность. И простой запрет ребенку играть в компьютерные игры не исправит ситуацию. Ребенок, испытывающий трудности в школе, разочарованный в жизни, в своей бесперспективности, лишенный родительского общения, чувствует себя подавлено и часто любит проводить время за играми агрессивного характера.
Чтобы оторвать ребенка от телевизора нужно проводить с ним больше времени, проявлять интерес к его делам в школе, в садике, дать ему понять, что с ним считаются.
Если у ребенка есть талант к пению, рисованию, способности к игре на музыкальных инструментах, а он все свое свободное время от учебы проводит за компьютерными играми или телевизором, то он никогда не сможет развить свои таланты.
У детей дошкольного возраста, которые бесконтрольно проводят время за телевизором или компьютером есть проблемы с развитием речи, с пониманием речи, а в будущем появятся проблемы с чтением и письмом, что ведет к разочарованию. Ребенок, разочарованный в своих неудачах, невозможности нормального общения со сверстниками, неуспеваемости в учебе, чаще становится агрессивным, проявляет насилие или замыкается.
Прием пищи перед компьютером или телевизором также плохо влияет на развитие ребенка. При просмотре передачи ребенок может не контролировать объемы потребляемой пищи. Ребенок мало двигается, все больше сидит. Чаще переедает, в следствие появляется избыточный вес, который может стать причиной насмешек ровесников. Все это может сделать ребенка замкнутым.
Многие родители скажут, что компьютерные игры помогают малышам узнавать цифры, буквы, животных. Но не многие знают, что чтение книжек и работа с карточками намного лучше развивают ребенка. Чтение ребенку книги вызывает активные мыслительные процессы, малыш пытается представить прочитанные сценки у себя в голове в образах-картинках. Таким образом, у ребенка развивается фантазия, творческое начало, тренируется память.
Запрещать совсем или не запрещать телевизор и компьютер ребенку?
Запрещать совсем телевизор или компьютер ребенку не следует. Ребенок должен быть в курсе новых мультфильмов, игр, чтобы чувствовать себя своим среди сверстников. Определите вместе с ребенком время для просмотра фильма, лучше, если смотреть телевизионную передачу вы будете вместе, чтобы в конце обсудить ее. Помогайте ребенку переработать полученную информацию. Подскажите ему правильные жизненные ориентиры, обсудите героев фильма.
Длительный просмотр телевизора или компьютера вызывает у ребенка перенапряжение. Нормой для дошкольника считается до 30 минут в день, для школьника 60 минут в день. Когда идет реклама, выключайте звук и в этот перерыв разговаривайте с ребенком на отвлеченные темы.
Детям до четырех лет вообще ни к чему компьютеры, планшеты, телевизоры.
Компенсируйте сидение ребенка за компьютером физическими упражнениями. Один час за компьютером — один час физических упражнений. Старайтесь уделять внимание ребенку, рассказывать ему о том, как провели день, интересуйтесь его проблемами, страхами. Всегда выслушивайте его до конца, дайте родительский совет.
Побуждайте ребенка читать книги, мастерить что-то, придумайте ему творческое занятие, больше гуляйте с ним, запишите его в музыкальную школу или спортивную секцию. Расскажите ребенку, что есть очень много интересных занятий помимо компьютера и телевизора. А лучше вообще откажитесь от наличия телевизора дома. И проблема влияния телевизора или компьютера отпадет сама собой. Удачи Вам!
Информацию предоставил: Непша Т.С., заведующий
отделением психолого-педагогической помощи